Фантастика становится реальностью...

  • Киев, Украина
    просп. Воздухофлотский, 28
  • Телефон
    +38(067) 932 77 16
  • Пишите мне
    Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ИННОВАЦИОННЫЙ АРТЕФАКТ КАК ПРОДУКТ БУДУЩЕГО. СТАТЬЯ 8

Инновационный артефакт

Инновационный артефакт как продукт будущего

Можно предположить, что престижным и привлекательным будет все оригинальное, инновационное, редкое, непонятное. Чем дальше, тем больше в этой роли будут выступать новейшие технологии. Они и будут привлекать людей, как маленьких детей яркие игрушки. Современные технологические возможности тесно соединяются с неизбежно растущим спросом на нашу жизнь, отдых и комфорт, и дадут новую мощную волну инновационных разработок.

В  научном мире содержатся интересные  работы,  рассматривающие  искусственные  объекты  в  качестве  самостоятельного  предмета  изучения.  Основные  труды  написаны  археологами,  искусствоведами,  музееведами  и  многими  другими  исследователями  культуры,  однако  эти  источники  носят  больше  описательный  и  герменевтический  характер,  а объекты  рассматриваются  преимущественно  с  эстетических  или  исторических  аспектов.  Известными  работами,  посвященными  разработке  «теории  искусственного  объекта» можно назвать диссертацию  А.Б.  Красноглазова  «Функционирование  артефакта  в  культурно-семантическом  пространстве»;  сборник  трудов  «Онтологии  артефактов»,  созданный  по  материалам  международной  конференции  (Москва,  2010);  различные  публикации  культурологов,  философов  и  социологов.  Среди  постмодернистских  философов  яркими  трудами  по  исследованию  предметов  человеческой  деятельности можно назвать  книгу  Ж. Бодрийяра  «Система  вещей»  или  М. Фуко  «Слова  и  вещи».

 В  диссертации  А.Б.  Красноглазова.  в  качестве  элементарной  единицы  искусственного  мира  выделяется  понятие  «артефакт»,  понимая  под  ним  «любой  искусственно  созданный  объект  равно  как  физический,  так  и  идеациональный».  Автор  также  вводит  понятие  «культурно-семантическое  поле»,  которое  «порождается  скоплением  однородных  артефактов  и  одновременно  детерминирует  их  формирование  и  интерпретацию».  А.Б. Красноглазов  предлагает  различать  «предметные  артефакты»  (строения,  инструменты,  живописные  произведения,  и  т. д.)  и  «артефакты  второго  порядка»  (научная  теория,  правовая  норма,  образ  картины,  литературный  персонаж  и  т. д.),  т. е.  реализацию  предметного  образа. Э.А.  Орлова  предлагает  разделять  артефакты  в  соответствии  с  функциональными  характеристиками  на  следующие  классы:  1)  вещи,  используемые  для  организации  предметно-пространственной  среды  и  для  жизнеобеспечения;  2)  объектированные  образы  и  идеи,  заполняющие  символическое  интерсубъективное  пространство  и  используемые  в  процессах  коммуникации;  3)  технологии,  выполняющие  инструментальные  функции  при  продуцировании  других  классов  артефактов;  4)  регулятивные  образования,  поддерживающие  процессы  взаимодействия  и  коммуникации;  5)  оценочные  критерии,  позволяющие  ранжировать  другие  классы  артефактов,  социальные  отношения  и  их  участников,  социокультурные  события,  состояния  социальных  систем. 

Ж. Бодрийар вводит и описывает понятие «технемы», как  постоянно  эволюционирующие  элементы.  Известный американский генетик Р. Докинз  вводит  другой  термин  —  “meme”  (от  греческого  μίμημα — «подражание»,  «имитация»; в русском варианте «мем или мим»), обозначающий репликатор,  культурный  ген,  распространяющийся  копированием  через  человеческий  мозг  с  помощью  подражания,  в  виде  идей  (мысли,  мелодии,  изобретения,  тексты).  На наш взгляд, категория  «артефакт»  включает  в  себя  все  объекты,  созданные  человеком:  вещи,  «технемы», а также предметы  нематериальной  («духовной»)  культуры  —  мысли,  идеи,  запреты,  сказания  и  т.  д. 

Можем констатитровать, что теорий исторического развития артефактов как таковых практически нет, зато есть не-объятное море концепций развития разных областей техники и технологий (от вооружений до агрокультуры и информационных систем), концепций развития изобразительного искусства, архитектуры, градостроения и проч. А ведь все это сферы производства артефактов.

Вообще,  термин  «артефакт»  заимствован  культурологами  из  археологии,  и  первоначально  использовался  в  философских  науках  с  целью  подчеркнуть  отличие  искусственного,  созданного  человеком  предмета  или  орудия  от  природных  объектов.  Археологи  подразумевают  под  артефактом  продукт  индивидуальной  деятельности  человека  (противоположно  «строению»  —  результату  семейной или групповой  деятельности,  «памятнику»  —  продукту  деятельности  общины,  «региону»  —  совокупности  предметов  произведенных  группами  людей). 

Культурологи  расширили  традиционное  понятие  «артефакт»,  и   выделяют  его  в  отдельную  категорию  «культурный  артефакт».  Так,  А.Я. Флиер  определяет  культурный  артефакт  как  «интерпретативное  воплощение  какой-либо  культурной  формы  в  конкретном  материальном  продукте,  поведенческом  акте,  художественном  произве-дении,  информационном  сообщении  или  оценочном  суждении». 

Некоторые  зарубежные  философы  придают  артефактам  онтологический  статус,  отмечая,  что  «в  отличие  от  естественных  объектов  артефакты  обладают  сущностью,  природой,  зависящей  от  умственной  активности»,  и  что  «артефакты  на  самом  деле  изменяют  не  только  круг  наших  возможностей,  но  и  нас  самих». 

При рассмотрении понятия «инновационный артефакт»  необходимо  обозначить еще  одно  фундаментальное  понятие  —  «знак».  В  информационных  процессах  знаки  являются  элементарными  носителями  информации,  ко-торые  объединяются  в  знаковые  системы  —  элементарные  базы  данных.  Информация  об  артефакте  передается  с  помощью  знаков,  поэтому  «знак»  в  некотором  роде  является  «геномом»  артефакта,  а  значит  и  культуры  вообще.  Многие  лингвисты  и  биологи  отмечают  поразительное  структурное  сходство  естественного  языка  с  генетическим  кодом.  Например, известный ученый Роман  Якобсон  утверждал,  что  «язык  —  это  единственная  подлинная  наследственность,  которая  сосуществует  с  молекулярной  наследственностью, …которая  вполне  может  использовать  в  качестве  модели  этот  второй  тип  наследственности».  Следовательно,  категория  «знак»  объединяет  органический  мир  с  миром  искусственным  и  является  структурным  элементом  артефакта,  участвуя  в  передачи  информации.

Предметом данной статьи является механизм концептуализации в мире XXI века понятия «инновационный артефакт», под которым понимается материальный объект, созданный человеком и предназначенный для определённой цели (улучшения жизни человека).

Инновационный артефакт, будь то феномен техники или культуры, являясь результатом творческой преобразовательной деятельности человека, и может быть представлен как конституирующий элемент, связующий в единое целое различные сферы социального пространства. Ключевые слова: инновации, артефакт, технологии, естественное или искусственное, концепт, будущее, ноу-хау.

Проблематика инновационных артефакта является определяющей для раскрытия дихотомии простоты и сложности, дискурсивно заполняющей всё социальное пространство современности и выступающей конечным основанием многих аспектов социальной динамики: будучи комплексно встроеными в сложные социальные связи, артефакты представляют подвижное, трудно уловимое и обычно скрытое в глубинах сознания как простое, устойчивое и доступное, открывая возможности синтеза «в единой интегрирующей онтологии». Основанием для её построения может служить искусственность самой социальной действительности.

Выявление единицы, «атома» сферы искусственного открывает возможности интерпретации значимых социальных проблем в контексте пространственно-средового подхода, где предметное поле артефакта определяется, в первую очередь, его пограничной сущностью. Можно говорить о ярко выраженном интересе к артефакту как феномену предельного основания человеческого бытия. Стирание грани между искусственным и естественным, невозможность разглядеть в современном мире то, чего ещё не коснулась рука человека и является той частью, которая попадает в центр рассмотрения данной статьи. Концептуализация «инновационного артефакта» даёт возможность комплексного раскрытия характеристик социального и антропологического, органического и неорганического, функционального и нефункционального.

 Согласитесь, с момента реализации изобретение начинает обособляться от изобретателя, становится чем-то чуждым и в значительной мере противостоящим творческому началу. Конечность и ограниченность инновационного артефакта выступает как воплощение конечности и ограниченности нас самих, и искусственное, в первую очередь – инновация, технология или техника, задуманное как вспомогательное практическое устройство, становится востребованным, прежде всего – с точки зрения мышления и духа. Умение видеть присутствие человека становится главным ориентиром понимания инновационного артефакта.

Инновационные артефакты составляют прекрасное предметное поле, своего рода «полигон технологий» для дальнейших разработок и исследований. Они имеют пограничный характер, совмещают в себе характеристики природы, социального мира, культуры и ментальности. Артефакты могут быть рассмотрены изолированно, но при этом они явно встроены сложным образом в общество и сложные социальные связи. Таинственные, подвижные, трудно ухватываемые и обычно скрытые явления, связанные с человеческим сознанием, субъективностью, интенциями, в артефактах зачастую представлены как нечто простое, устойчивое и открытое для наблюдения и изучения. Эта простота, наглядность и очевидность могут оказаться обманчивыми, но это и делает данную предметную сферу плодотворным полем для инновационных разработок.

Выводы:

1.  Инновационный артефакт обладает некими позитивными свойствами, удовлетворяющими человеческие потребности, и негативные свойства (помехи, ущерб, угрозы и проч.). Но общая направленность исторического развития артефактов состоит в увеличении позитивных свойств известных артефактов (например, в скорости средств передвижения и связи, телепортации, нанотехнологий), в изобретении новых артефактов с новыми позитивными свойствами, а также в ограничении негативных свойств (безопасность использования, уровня загрязнений и т. д.).

2. Каждый инновационный артефакт, когда либо был изобретен, модифицировался и производился в результате творческой и рутинной деятельности человека, обладающего соответствующими способностями, знаниями, умениями, мотивацией. Все потребности в артефактах имеют психологическую природу. Таким образом, развитие артефактов в целом определяется развитием человеческой психики. В истории развиваются как знания и умения, так и потребности, мотивы, желания людей, соответственно, развиваются и инновационные артефакты, которые отвечают этим потребностям и которые люди научились производить.

3. Ярким наглядным примером инновационного артефакта, объединяющей разные парадигмы, представляется атлас географических карт (материальный артефакт, между прочим), включающий не только физические и политические карты, но также карты геологические, карты фауны и флоры, экономические, демографические, языковые, конфессиональные и т. д. На каждой такой карте изображаются явления различной природы, но все карты совместимы благодаря инвариантной структуре: очертаниям материков, береговой линии, крупнейших островов, озер, рек, городов, горных массивов. Или вспомните известную карту Пири-реиса XVI века, в которой указана береговая линия материка!

4. Инновационные артефакты - это объекты техникологической теории: самолеты, автомобили, компьютеры, мосты, дороги и т.п. При желании охарактеризовать их более подробно следует обратиться непосредственно к концептам, которые фигурируют в той или иной техникологической теории. Любой артефакт есть совокупность некоторых признаков. Данное обстоятельство представляется достаточно очевидным, а споры вызывает статус этих признаков, их принадлежность то ли непосредственно артефактам, то ли людям, проектирующим, изготовляющим и использующим технические устройства. 

А как считаете вы?

Добавить комментарий

РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ

...23.09.1999 года орбитальная станция NASA "Марс" включила маршевые двигатели, чтобы остановися на орбите планеты. Десятимесячное путешествие от Земли до Марса завершилось. Станция следовала всем запрограм-мированным инструкциям и, проходя обратную сторону Марса, исчезла из поля видимости. Инженеры с нетерпе-нием ждали ее появления с другой стороны. Прошло 10 минут (лимит ожидания). Ничего. В Центре Управления Полетами занервничали, (шутка ли - 10 лет сложнейших работ!!!). Обыскали атмосферу Марса - безрезультатно.

Орбитальная станция исчезла!
Позже выяснилось, что космический корабль вышел на другую орбиту, полетев слишком низко. В итоге он сгорел в атмосфере. На то, чтобы понять причину произошедшего, понадобилось много времени: в одном математическом уравнении единицы измерений не были переведены из метрической в английскую систему измерения, и орбитальная станция стоимостью $300 миллионов отправилась на верную гибель. Корабль был обречен... 

...Мы нашли похожий контент, в котором гибнет не космическая станция, а человек, при телепортации из одной точки пространства в другую. И причиной становится маленькая и незаметная програмка, которая стоит у всех нас на компьютерах...
Так вот, если бы инженеры NASA изучили этот контент, то, вероятно, гибели станции небыло бы.

А как думаете вы? 
Мы будем информировать вас, уважаемые читатели, об уникальных разработках и решениях, которые раскрывают удивительный мир потенциальных возможностей техно-логий и силу человеческого духа...

С уважением, автор идеи 
Василий Степанченко

...Думающим людям...

80% технологий, которые мы будем использовать в повседневной жизни в ближайшие 10 лет, еще даже не изобретены. Удивительно, но благодаря развитию инноваций бизнес в триллионы долларов уже сейчас переходит из магазинов, построенных из кирпича и бетона, в клики и заказы по Интернету, а сеть быстро становится инфраструктурой новой экономики.

...Будущее уже здесь...

© 2019 Project Fantasy