blog

Инновационный артефакт как продукт будущего

Можно предположить, что престижным и привлекательным будет все оригинальное, инновационное, редкое, непонят-ное. Чем дальше, тем больше в этой роли будут выступать новейшие технологии. Они и будут привлекать людей, как маленьких детей яркие игрушки. Современные технологические возможности тесно соединяются с неизбежно расту-щим спросом на нашу жизнь, отдых и комфорт, и дадут новую мощную волну инновационных разработок.

В  научном мире содержатся интересные  работы,  рассматривающие  искусственные  объекты  в  качестве  самостоя-тельного  предмета  изучения.  Основные  труды  написаны  археологами,  искусствоведами,  музееведами  и  мно-гими  другими  исследователями  культуры,  однако  эти  источники  носят  больше  описательный  и  герменевтиче-ский  характер,  а объекты  рассматриваются  преимущественно  с  эстетических  или  исторических  аспектов.  Известными  работами,  посвященными  разработке  «теории  искусственного  объекта» можно назвать диссертацию  А.Б.  Красноглазова  «Функционирование  артефакта  в  культурно-семантическом  пространстве»;  сборник  трудов  «Онтологии  артефактов»,  созданный  по  материалам  международной  конференции  (Москва,  2010);  различные  публикации  культурологов,  философов  и  социологов.  Среди  постмодернистских  философов  яркими  трудами  по  исследованию  предметов  человеческой  деятельности можно назвать  книгу  Ж. Бодрийяра  «Система  вещей»  или  М. Фуко  «Слова  и  вещи».

 В  диссертации  А.Б.  Красноглазова.  в  качестве  элементарной  единицы  искусственного  мира  выделяется  поня-тие  «артефакт»,  понимая  под  ним  «любой  искусственно  созданный  объект  равно  как  физический,  так  и  идеа-циональный».  Автор  также  вводит  понятие  «культурно-семантическое  поле»,  которое  «порождается  скоплением  однородных  артефактов  и  одновременно  детерминирует  их  формирование  и  интерпретацию».  А.Б. Красноглазов  предлагает  различать  «предметные  артефакты»  (строения,  инструменты,  живописные  произведения,  и  т. д.)  и  «артефакты  второго  порядка»  (научная  теория,  правовая  норма,  образ  картины,  литературный  персонаж  и  т. д.),  т. е.  реализацию  предметного  образа. Э.А.  Орлова  предлагает  разделять  артефакты  в  соответствии  с  фун-кциональными  характеристиками  на  следующие  классы:  1)  вещи,  используемые  для  организации  предметно-пространственной  среды  и  для  жизнеобеспечения;  2)  объектированные  образы  и  идеи,  заполняющие  симво-лическое  интерсубъективное  пространство  и  используемые  в  процессах  коммуникации;  3)  технологии,  выпол-няющие  инструментальные  функции  при  продуцировании  других  классов  артефактов;  4)  регулятивные  образо-вания,  поддерживающие  процессы  взаимодействия  и  коммуникации;  5)  оценочные  критерии,  позволяющие  ранжировать  другие  классы  артефактов,  социальные  отношения  и  их  участников,  социокультурные  события,  состояния  социальных  систем. 

Ж. Бодрийар вводит и описывает понятие «технемы», как  постоянно  эволюционирующие  элементы.  Известный американский генетик Р. Докинз  вводит  другой  термин  —  “meme”  (от  греческого  μίμημα — «подражание»,  «ими-тация»; в русском варианте «мем или мим»), обозначающий репликатор,  культурный  ген,  распространяющийся  копированием  через  человеческий  мозг  с  помощью  подражания,  в  виде  идей  (мысли,  мелодии,  изобретения,  тексты).  На наш взгляд, категория  «артефакт»  включает  в  себя  все  объекты,  созданные  человеком:  вещи,  «технемы», а также предметы  нематериальной  («духовной»)  культуры  —  мысли,  идеи,  запреты,  сказания  и  т.  д. 

Можем констатитровать, что теорий исторического развития артефактов как таковых практически нет, зато есть не-объятное море концепций развития разных областей техники и технологий (от вооружений до агрокультуры и инфор-мационных систем), концепций развития изобразительного искусства, архитектуры, градостроения и проч. А ведь все это сферы производства артефактов.

Вообще,  термин  «артефакт»  заимствован  культурологами  из  археологии,  и  первоначально  использовался  в  философских  науках  с  целью  подчеркнуть  отличие  искусственного,  созданного  человеком  предмета  или  орудия  от  природных  объектов.  Археологи  подразумевают  под  артефактом  продукт  индивидуальной  деятельности  человека  (противоположно  «строению»  —  результату  семейной или групповой  деятельности,  «памятнику»  —  продукту  деятельности  общины,  «региону»  —  совокупности  предметов  произведенных  группами  людей). 

Культурологи  расширили  традиционное  понятие  «артефакт»,  и   выделяют  его  в  отдельную  категорию  «куль-турный  артефакт».  Так,  А.Я. Флиер  определяет  культурный  артефакт  как  «интерпретативное  воплощение  какой-либо  культурной  формы  в  конкретном  материальном  продукте,  поведенческом  акте,  художественном  произве-дении,  информационном  сообщении  или  оценочном  суждении». 

Некоторые  зарубежные  философы  придают  артефактам  онтологический  статус,  отмечая,  что  «в  отличие  от  естественных  объектов  артефакты  обладают  сущностью,  природой,  зависящей  от  умственной  активности»,  и  что  «артефакты  на  самом  деле  изменяют  не  только  круг  наших  возможностей,  но  и  нас  самих». 

При рассмотрении понятия «инновационный артефакт»  необходимо  обозначить еще  одно  фундаментальное  по-нятие  —  «знак».  В  информационных  процессах  знаки  являются  элементарными  носителями  информации,  ко-торые  объединяются  в  знаковые  системы  —  элементарные  базы  данных.  Информация  об  артефакте  пере-дается  с  помощью  знаков,  поэтому  «знак»  в  некотором  роде  является  «геномом»  артефакта,  а  значит  и  культуры  вообще.  Многие  лингвисты  и  биологи  отмечают  поразительное  структурное  сходство  естественного  языка  с  генетическим  кодом.  Например, известный ученый Роман  Якобсон  утверждал,  что  «язык  —  это  един-ственная  подлинная  наследственность,  которая  сосуществует  с  молекулярной  наследственностью, …которая  вполне  может  использовать  в  качестве  модели  этот  второй  тип  наследственности».  Следовательно,  категория  «знак»  объединяет  органический  мир  с  миром  искусственным  и  является  структурным  элементом  артефакта,  участвуя  в  передачи  информации.

Предметом данной статьи является механизм концептуализации в мире XXI века понятия «инновационный арте-факт», под которым понимается материальный объект, созданный человеком и предназначенный для определённой цели (улучшения жизни человека).

Инновационный артефакт, будь то феномен техники или культуры, являясь результатом творческой преобразователь-ной деятельности человека, и может быть представлен как конституирующий элемент, связующий в единое целое различные сферы социального пространства. Ключевые слова: инновации, артефакт, технологии, естественное или искусственное, концепт, будущее, ноу-хау.

Проблематика инновационных артефакта является определяющей для раскрытия дихотомии простоты и сложности, дискурсивно заполняющей всё социальное пространство современности и выступающей конечным основанием мно-гих аспектов социальной динамики: будучи комплексно встроеными в сложные социальные связи, артефакты пред-ставляют подвижное, трудно уловимое и обычно скрытое в глубинах сознания как простое, устойчивое и доступное, открывая возможности синтеза «в единой интегрирующей онтологии». Основанием для её построения может служить искусственность самой социальной действительности.

Выявление единицы, «атома» сферы искусственного открывает возможности интерпретации значимых социальных проблем в контексте пространственно-средового подхода, где предметное поле артефакта определяется, в первую очередь, его пограничной сущностью. Можно говорить о ярко выраженном интересе к артефакту как феномену пре-дельного основания человеческого бытия. Стирание грани между искусственным и естественным, невозможность разглядеть в современном мире то, чего ещё не коснулась рука человека и является той частью, которая попадает в центр рассмотрения данной статьи. Концептуализация «инновационного артефакта» даёт возможность комплексного раскрытия характеристик социального и антропологического, органического и неорганического, функционального и нефункционального.

 Согласитесь, с момента реализации изобретение начинает обособляться от изобретателя, становится чем-то чуждым и в значительной мере противостоящим творческому началу. Конечность и ограниченность инновационного артефакта выступает как воплощение конечности и ограниченности нас самих, и искусственное, в первую очередь – инновация, технология или техника, задуманное как вспомогательное практическое устройство, становится востребованным, прежде всего – с точки зрения мышления и духа. Умение видеть присутствие человека становится главным ориентиром понимания инновационного артефакта.

Инновационные артефакты составляют прекрасное предметное поле, своего рода «полигон технологий» для даль-нейших разработок и исследований. Они имеют пограничный характер, совмещают в себе характеристики природы, социального мира, культуры и ментальности. Артефакты могут быть рассмотрены изолированно, но при этом они явно встроены сложным образом в общество и сложные социальные связи. Таинственные, подвижные, трудно ухва-тываемые и обычно скрытые явления, связанные с человеческим сознанием, субъективностью, интенциями, в арте-фактах зачастую представлены как нечто простое, устойчивое и открытое для наблюдения и изучения. Эта простота, наглядность и очевидность могут оказаться обманчивыми, но это и делает данную предметную сферу плодотворным полем для инновационных разработок.

Выводы:

1.  Инновационный артефакт обладает некими позитивными свойствами, удовлетворяющими человеческие потреб-ности, и негативные свойства (помехи, ущерб, угрозы и проч.). Но общая направленность исторического развития артефактов состоит в увеличении позитивных свойств известных артефактов (например, в скорости средств пере-движения и связи, телепортации, нанотехнологий), в изобретении новых артефактов с новыми позитивными свой-ствами, а также в ограничении негативных свойств (безопасность использования, уровня загрязнений и т. д.).

2. Каждый инновационный артефакт, когда либо был изобретен, модифицировался и производился в результате творческой и рутинной деятельности человека, обладающего соответствующими способностями, знаниями, умениями, мотивацией. Все потребности в артефактах имеют психологическую природу. Таким образом, развитие артефактов в целом определяется развитием человеческой психики. В истории развиваются как знания и умения, так и потребности, мотивы, желания людей, соответственно, развиваются и инновационные артефакты, которые отвечают этим потребностям и которые люди научились производить.

3. Ярким наглядным примером инновационного артефакта, объединяющей разные парадигмы, представляется атлас географических карт (материальный артефакт, между прочим), включающий не только физические и политические карты, но также карты геологические, карты фауны и флоры, экономические, демографические, языковые, конфес-сиональные и т. д. На каждой такой карте изображаются явления различной природы, но все карты совместимы благодаря инвариантной структуре: очертаниям материков, береговой линии, крупнейших островов, озер, рек, городов, горных массивов. Или вспомните известную карту Пири-реиса XVI века, в которой указана береговая линия материка!

4. Инновационные артефакты - это объекты техникологической теории: самолеты, автомобили, компьютеры, мосты, дороги и т.п. При желании охарактеризовать их более подробно следует обратиться непосредственно к концептам, которые фигурируют в той или иной техникологической теории. Любой артефакт есть совокупность некоторых призна-ков. Данное обстоятельство представляется достаточно очевидным, а споры вызывает статус этих признаков, их при-надлежность то ли непосредственно артефактам, то ли людям, проектирующим, изготовляющим и использующим технические устройства. 

А как считаете вы?