Современный мир настолько быстро ускоряется, что способность изобретать новые устройства значительно превышает скорость, с которой мы можем их осознавать. Можем предположить, что сейчас нам необходимо около 10 лет с момента возникновения технологии, чтобы достигать понимания ее важности.
Люди настолько привязаны к своим компьютерам и мобильным телефонам, что можно это охарактеризовать так – мы "в потоке"!!! Сначала вычисления приобрели признаки индустриальной эпохи. Cо слов Маршала Маклюэна, первая версия нового носителя информации имитирует такой вид коммуникации, как коммерческие компьютеры, которые базировались на понятии "офиса". На экранах появлялся "рабочий стол", "папки", "файлы". Они были созданы иерархически, как и сама индустриальная эпоха. Вторая цифровая эра сместила понятие офиса в сторону Internet. Файлы были заменены понятием "страница". Страницы находятся не в папках, а в Сети. Следовательно, Internet – это миллиарды взаимно повязанных страниц, у которых отображается все – сохраненная информация и активные знания. Как следствие, на смену рабочему столу пришел "браузер" - стандартное окно, с помощью которого мы пересматриваем страницы. Сегодня мы находимся в третьей эре вычислений. Страницы и браузеры утрачивают свою важность, а базовыми единицами становятся "потоки". Согласитесь, мы постоянно следим за лентами "Facebook", "Twitter", "LinkedIn" и др. Мы выкладываем свое свежее фото, "селфимся", и это происходит постоянно в режиме реального времени. Присмотритесь, внизу телеэкрана все чаще бегущая строка говорит нам о последних событиях. Мы подписываемся на "YouTube", который называем каналами, на RRS-ленты блогов, последних новостей, кино, книг и др. Мы "купаемся" в потоках сообщений и обновлений. "Теги" заменяют ссылки. Ведь мы ставим «нравится» под теми публикациями в ленте, которые нам нравятся. И делимся ими с друзьями в режиме реального времени. Некоторые наши потоки – "WhatsApp", "Viber", "WeChat", "Snapchat" и др. работают исключительно в настоящем времени – "здесь и сейчас". И у них нет ни прошлого, ни будущего, они просто проплывают возле нас. Не посмотрел – значит опоздал.
В результате этого между нами возрастает отчуждение, а люди начинают страдать от одиночества, несмотря на то, что мы все дольше находимся в онлайне. Ученые уже интересуются созданием эмпатической технологии, которая позволит ощущать цельную связь с другим человеком или животным, представителем "другой цивилизации" планеты Земля. Как в Бернарде Вербере, с его "Лингвинстоном". Согласитесь, что некоторые наиболее замечательные идеи из научной фантастики осознаются лишь гораздо позже! Человеческий разум может придумать нечто ранее не существовавшее, а потом сотворить его. Это и есть "магия" — та сила, которую мы приписываем божествам и волшебникам, как считает Алан Мур.
Наш "Проект Фантастика" занимается исследованием "под микроскопом" и последующим прототипированием именно такой "магии", предлагая решения проблем и пути к созданию технологий через Инновационные Артефакты (ИА). Как хороший сказочник помогает нам дольше прожить жизнью наших героев, инновационный дизайн и прототипирование на базе фантастики позволяют многократно осмысливать наши творения, прежде чем они увидят жизнь. Во всей красе.
Произведения фантастики нередко предсказывают и направляют научно-технический прогресс, вдохновляя ученых и изобретателей. Яркими представителями считаются произведения Роберта Хайнлайна, Айзека Азимова, Иэна Бэнкса, Нила Стивенсона, Станислава Лема, братьев Стругацких и других. На их книгах выросли глава "Amazon" и "Blue Origin" Джефф Безос, основатель "Microsoft" Билл Гейтс, руководитель "SpaceX" Илон Маск и другие инноваторы. А среди поклонников китайских писателей-фантастов глава "Facebook" Марк Цукерберг. Дошло до того, что NASA специально привлекает авторов, чтобы они писали о современных достижениях космического агентства.
Как пример, в цикле романов "Культура" Иэна Бэнкса о космической сверх цивилизации, население живет на искусственно сооруженных в космосе "орбиталях", у каждой из них есть свой "разум" — машина с огромным уровнем интеллекта. Всем этим управляют "сверхразумы", представляющие собой целые миры-зведолеты.
Именем Бэнкса назван конференц-зал в компании "DeepMind", которая занимается разработкой искусственного интеллекта. Когда в 2015 году глава "Facebook" Марк Цукерберг руководил книжным клубом, среди рекомендованных им книг был роман "Игрок" из цикла "Культура" Бэнкса.
Давайте проследим на отдельных событиях прототипирования в историческом аспекте недалекого прошлого, например, с середины XX века…
Начало 40-х XX века - Уинстон Черчилль распорядился создать "смертельный луч" —излюбленное оружие фантастов 20-х –30-х годов XX века. Считалось, что такой луч сможет сбивать вражеские самолеты, но итогом стало изобретение радара. Радар, созданный при содействии MIT, помог англичанам одержать победу в битве за Британию!!!
1945 год – американский инженер, идеолог и разработчик аналоговых компьютеров Вэнивар Буш (советник по науке при президенте Рузвельте) описал основную идею интернета как "страниц с гиперссылками". Но первым ученым, который попытался выстроить эту концепцию, был философ Тед Нельсон (изобретатель понятия "гипертекст" и ряда других терминов, таких как "теледильдоника", создатель гипертекстовой системы "Xanadu"), представивший собственную схему в 1965 году. К сожалению, (его блестящая идея гипертекста - каждый документ должен быть связан ссылками с другими документами, а компьютеры могут сделать эту связь видимой и постоянной). Нельсон говорил о "виртуальном включении" и "взаимной симметричной структуре"…
1945 год - Артур Кларк в своих произведениях впервые описал геостационарные спутники связи…
1968 год – писатель-фантаст Филип Дик предвидел "эмпатоскоп". Человек, держащийся за поручни эмпатоскопа, соединяется с другими людьми, которые в то же время пользуются такими устройствами. Устройства, которые он описывает в своих произведениях, имеют перспективу. Например, "модулятор настроения" — прибор, на котором достаточно набрать код, чтобы испытать желаемое настроение. Один из героев набирает "код 888", чтобы "испытать желание посмотреть любую телепередачу", но Дик также указывает на некоторые неприятные аспекты существования такой технологии...
1971 год - упоминание о модели "Поющих Статуй" в рассказе Дж. Г. Балларда. "…Искусство воздействует на все чувства одновременно и порождает визуальные и акустические композиции при помощи алгоритмов и даже отвечает на мысли и чувства зрителей в реальном времени..." Например, Софья Брюкнер, (исследователь из Массачусетского технологического института (MIT) занимается конструированием "кинетической акустической скульптуры")...
1999 год - возрождение фантастики в Китае. В 60-70-х годах прошлого века научная фантастика в Китае пребывала под запретом. Этот жанр объявили контрреволюционным, а его представителей обвиняли в "чуждых связях с Западом". Запрет стал ослабевать только в начале 90-х. Китайский писатель Чэнь Цюфан считает, что современная научная фантастика Китая родилась в июне 1999 года, когда более трех миллионов школьников Китая готовились к сдаче национального вступительного экзамена в вузы. Поскольку темы сочинений были патриотичными, то теперь поднимался вопрос о будущем — "Что, если бы воспоминания можно было пересадить?". В том же году в самом популярном фантастическом журнале Китая — "Мир научной фантастики" — вышла статья на ту же тему. Многие родители посчитали: "Чтение научной фантастики может помочь моим детям поступить в хороший колледж"». В XXI веке китайская научная фантастика развивается уже под покровительством властей. В 2007 году английский писатель-фантаст Нил Гейман побывал на первом одобренном и профинансированном компартией фестивале фантастики в Китае. Оказывается, власти обеспокоились тем, что Китай не изобретает высокие технологии, а только воспроизводит придуманное в других странах. "Они слетали в Америку, поговорили с людьми из Google, Apple, Microsoft и выяснили, что все они в молодости читали научную фантастику". А китайские писатели-фантасты приобретают мировую известность. Яркий пример — роман "Задача трех тел" Лю Цысиня о контактах человечества с внеземными цивилизациями...
2011 год - NASA совместно с издательством "Top-Forge Books" запускает проект серии научно-фантастических книг "Произведения, вдохновленные NASA". Писателям предлагается создавать произведения в жанре научной фантастики. И уже в 2014 году выходит первая книга из этой серии — "Столп к небу" Уильяма Форстена - описывается недалекое будущее, когда на Земле заканчиваются запасы нефти, катастрофически растет уровень загрязнения, не хватает воды. Группа ученых разрабатывает концепцию постройки гигантского лифта, который сможет сделать полеты в космос быстрыми и доступными, а также обеспечить человечество дешевой солнечной энергией…
2015 год - немецкие инженеры совместно с японской автомобилестроительной компанией представили парящую в воздухе доску – "Lexus Hoverboard" (поднимается на несколько сантиметров над полом, удерживаемая силой магнитного поля). Или еще, флайборд французского гоночного пилота Фрэнки Запата позволяет ускоряться по воздуху со скоростью до 140 километров в час. При дублировании трилогии "Назад в будущее" на русский язык "Hoverboard" назвали "скейтолетом". (Это устройство помогло юному герою кинофильма, попавшего из 1980-х годов в 2015-й, спастись от своих преследователей). В некоторых странах термином "ховерборд" называют гироскутер ("ховерборд" — это самодвижущийся скейтборд, только лишенный колес)…
В 2018 году глава "Amazon" и основатель аэрокосмической компании "Blue Origin" Джефф Безос объявил, что планирует экранизировать произведения Бэнкса и киберпанк-роман "Лавина" Нила Стивенсона о недалеком будущем, где миром правят корпорации и существует виртуальная реальность — Метавселенная. Произведения Стивенсона входят и в список любимых книг основателя "Microsoft" Билла Гейтса. Его творчество повлияло и на основателей "Google" Ларри Пейджа и Сергея Брина. В числе наиболее восстребованных обитателями Кремниевой долины писателей-фантастов также Айзек Азимов и Роберт Хайнлайн. Безос вспоминает, что вырос на их книгах "о мятежных лунных колониях, роботах, проявляющих умственные способности только в одной ограниченной области, и обществах, основанных на "психоистории" — смеси экономики, истории и того, что теперь называется большими данными". Илон Маск видит в книгах Азимова яркую иллюстрацию того, как развиваются цивилизации. Важно и то, что интересуют создателей высоких технологий и потенциальные угрозы. Так, прочитав книгу "Последнее изобретение человечества" Джеймса Баррата, Маск начал говорить о том, что искусственный интеллект может угрожать существованию человечества. Следовательно, инноваторы современности упорно развивают воображение. Как замечает футуролог Джейсон Сильва: "Воображение позволяет ощущать восхитительные будущие возможности, выбрать наиболее удивительную, и двигать настоящее вперед, чтобы в конце концов встретить её…" А что будет далее, будем отслеживать...
ВЫВОДЫ:
Человечество одержимо созданием и решением проблем. Сегодня уже кто-нибудь работает над тем, чтобы сделать научно-фантастические прототипирование более широким смыслом. Иначе говоря, суть в том, что грани между наукой и научной фантастикой становятся более размытыми. Каждый день Internet приносит весть об ошеломляющих открытиях, продвижениях или изобретениях, которых не должно было случиться в течение ближайших лет. Возможность создания в будущем сценариев, и выработка новых возможностей становится полезной не только для писателей — она становится ключевым навыком для создания этих возможностей в первую очередь человечеством. Это мы и понимаем как прототипирование. Не случайно Нассим Талеб в своей книге "Антихрупкость (Antifragile)" поднимает проблему - сколько времени понадобится, чтобы что-то было вокруг нас: чем дольше это "что-то" существует, тем дольше это, вероятно останется. Пока технологии приходят и уходят, и пока мы экспериментируем с практически каждым аспектом нашей окружающей среды и сознания, инстинкт повествования по-прежнему будет оставаться фундаментальной человеческой чертой. Будущее уже здесь, просто оно еще не широко распространилось…
Добавить комментарий
РЕАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИКИ
...23.09.1999 года орбитальная станция NASA "Марс" включила маршевые двигатели, чтобы остановися на орбите планеты. Десятимесячное путешествие от Земли до Марса завершилось. Станция следовала всем запрограм-мированным инструкциям и, проходя обратную сторону Марса, исчезла из поля видимости. Инженеры с нетерпе-нием ждали ее появления с другой стороны. Прошло 10 минут (лимит ожидания). Ничего. В Центре Управления Полетами занервничали, (шутка ли - 10 лет сложнейших работ!!!). Обыскали атмосферу Марса - безрезультатно.
Орбитальная станция исчезла!
Позже выяснилось, что космический корабль вышел на другую орбиту, полетев слишком низко. В итоге он сгорел в атмосфере. На то, чтобы понять причину произошедшего, понадобилось много времени: в одном математическом уравнении единицы измерений не были переведены из метрической в английскую систему измерения, и орбитальная станция стоимостью $300 миллионов отправилась на верную гибель. Корабль был обречен...
...Мы нашли похожий контент, в котором гибнет не космическая станция, а человек, при телепортации из одной точки пространства в другую. И причиной становится маленькая и незаметная програмка, которая стоит у всех нас на компьютерах...
Так вот, если бы инженеры NASA изучили этот контент, то, вероятно, гибели станции небыло бы.
А как думаете вы?
Мы будем информировать вас, уважаемые читатели, об уникальных разработках и решениях, которые раскрывают удивительный мир потенциальных возможностей техно-логий и силу человеческого духа...
С уважением, автор идеи
Василий Степанченко